Индульгенция для наркома обороны и начальника ГШ на 22 июня 1941 года

 

Оказавшееся внезапным нападение Германии на СССР 22 июня 1941 года, масштабное поражение РККА требовало поиска и наказания виновных. Ими стали командующий Западным фронтом Павлов и другие высокие военачальники.

Но не высшие – начальник Генерального Штаба Жуков и нарком обороны Тимошенко наказаны не были

Рассмотрим гипотезу, почему этого не произошло.
В строгом соответствии с канонами военной науки соответствующего времени в советских планах на начальный период войны неизменно прослеживается такой порядок:

  • Сначала проводится мобилизация (отмобилизование в терминологии документов тех лет), укомплектование вооруженных сил до штатов военного времени
  • Затем войска выдвигаются на заданное направление, оперативно разворачиваются, сосредотачиваются
  • После этого становится возможным проведение операций с достижением первых стратегических целей войны

Выполнение первых двух пунктов (призыв военнообязанных, передача автомобилей, тракторов, лошадей, обозного имущества из народного хозяйства, перевозка и марши войск) занимает определенное время – 2-3 недели. На это время мобилизационное развертывание прикрывается частью сил, укомплектованных до военных штатов ещё в мирное время.

Советские военачальники планировали осуществлять прикрытие разными способами

В 1937-38 годах речь шла об активных действиях ВВС и небольшой армии вторжения

«г) с началом войны немедленно открыть самостоятельные операции всеми силами авиации с задачей уничтожить авиацию противника…  сорвать железнодорожное сосредоточение сухопутных сил…
д) одновременно с открытием боевых действий воздушных сил начать операцию вторжения… с задачей уничтожить части прикрытия и сорвать мобилизацию в приграничной полосе, сорвать сосредоточение основных сил противника…с целью обеспечения исходного положения для наступления своих главных сил.   
        Для обеспечения внезапности вторжения подготовить скрытую мобилизацию (БУСы) частей и соединений, предназначенных для этих операций…»
(цитируется по)

В позднейших планах (1940-41 гг.) прикрывать развертывание основных сил собираются обороной по линии границы.
«В течение 20 дней сосредоточения войск и до перехода их в наступление армии — активной обороной, опираясь на укрепленные районы, обязаны прочно закрыть наши границы и не допустить вторжения немцев на нашу территорию.»
(Источник)
То есть способы прикрытия могут различаться, но неизменным остается порядок: сначала основные силы отмобилизовываются, а затем выдвигаются на угрожаемое направление.

Но на практике в мае-июне 1941 года в СССР действовали иначе

«Формирование второго стратегического эшелона на Западном театре началось 13 мая 1941 года, когда с разрешения Сталина была дана директива о выдвижении сформированных во внутренних округах четырех армий...
Кроме того, готовились к переброске ещё три армии из Орловского, Сибирского и Архангельского округов...
Все эти войска должны были составить Группу армий резерва («армий второй линии»), командующим которой 21 июня был назначен С.М. Буденный…»

«…войска резервных армий выдвигались в неотмобилизованном состоянии, лишь несколько пополненные личным составом, призванным под видом учебных сборов…
Оставленные в пунктах постоянной дислокации мобячейки должны были к 5 июня 1941 г. составить план приема лошадей, обоза и мехтранспорта и представить заявки на перевозку мобресурсов в новые районы…»
(Цитаты по)

Затем 12-15 июня 1941 западным военным округам приказали вывести соединения, расположенные в глубине, ближе к границе. В частности, Москва приказала КОВО:
«Для повышения боевой готовности войск округа к 1 июля 1941 г. все глубинные дивизии и управления корпусов с корпусными частями перевести ближе к госгранице в новые лагеря, согласно прилагаемой карты…»
(Цитата по)
Эти корпуса и дивизии также не были отмобилизованы, а лишь пополнены личным составом.

Итак, документально не известны советские планы развертывания на угрожаемом направлении неотмобилизованной армии. Не известны даже теоретические проработки подобного варианта против Германии. Тем не менее, такое развертывание осуществлялось на практике.

Имеются основания полагать, что такой способ действий был избран вопреки мнению военных, по настоянию высшего политического руководства. Такие основания дают Соображения по Плану стратегического развертывания Вооруженных Сил Советского Союза (https://www.1000dokumente.de/?c=dokument_ru&dokument=0024_zuk&object=translation&l=ru). Обратим внимание на то, что этот документ датируется 15 мая 1941. То есть в этой время уже отданы первые директивы о выдвижении на Западное направление неотмобилизованных армий из внутренних округов. Это же нарком Тимошенко и начальник ГШ Жуков указывают вторым пунктом в плане мероприятий. Но перед ним ставят п.1 – о необходимости предварительного отмобилизования.
1. Произвести скрытое отмобилизование войск под видом учебных сборов запаса;

2. Под видом выхода в лагеря произвести скрытое сосредоточение войск ближе к западной границе, в первую очередь сосредоточить все армии резерва Главного командования;

По свидетельству Жукова этот документ подавался на рассмотрение Сталину, который решительно отверг предложение.

Вывод

Имеющаяся источниковая база не позволяет утверждать, что гипотеза об индульгенции для наркома обороны и начальника ГШ однозначно верна. Но имеются основания полагать, что:

  • Высшее руководство СССР приказало разворачивать на Западном направлении неотмобилизованную РККА
  • Высшие военачальники понимали высокий риск таких действий, но заявить прямой протест не решились
  • Однако подали политическому руководству предложение, предусматривающее другой порядок действий – с предварительной мобилизацией
  • Предложение было отвергнуто


22 июня 1941 года РККА получила мощный удар Вермахта в положении «хуже не придумаешь» – неотмобилизованная, с соединениями и частями, не вышедшими в назначенные районы, не занявшими позиции на границе, не готовыми к полноценному ведению болевых действий. Но высших военачальников за это не наказали. Потому что они предупреждали, предлагали Сталину другой вариант, а в подтверждение могли привести Соображения от 15 мая. Это документ и стал индульгенцией для наркома и начальника ГШ.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Хронология стратегического развертывания ВС СССР в 1940-41 гг. на Западном направлении

Кто был начальником Оперативного отдела штаба Западного особого военного округа в июне 1941?

Что к 1941 году знали в РККА о танковых группах Вермахта