Вундерваффе сталинских военачальников

 

Термин вундерваффе ввели в оборот пропагандисты германской стороны уже в ходе войны – первое упоминание приходится на 1943 год. По мнению Геббельса, у Рейха существовало чудо-оружие, которое определит победу в войне. В СССР относительно собственного вооружения подобные формулировки не применялись, а относительно немецкого – стали писать только после войны в худлитературе. Однако есть основания говорить, что фактически в предвоенный период советские военачальники придавали танкам, а позднее тяжелым танкам значение вундерваффе. Правильность этого тезиса подтверждает кризис советской военной теории 1937-39 годов.

Вундерваффе РККА I – танки

Вундерваффе РККА - танки Объективность требует отметить, что типовым требованием советских книг, статей или докладов по вопросам военной теории было прочное взаимодействие видов и родов войск на поле боя. Однако первоочередную роль играли танки, что не удивительно: Именно танки стали инструментом взлома долговременной обороны в конце Перовой мировой войны. Этим определился выход из позиционного тупика и направление разработок военных теоретиков.

В СССР развивалась теория глубокой операции – прорыва на 200-300 и больше километров в тыл врага с целью уничтожения основной или крупной группировки противника. А главным инструментом для решения таких задач виделись танки, которые использовались и при прорыве укрепленной полосы обороны, и при глубоком продвижении в тыл врага.

При прорыве обороны предполагалось использовать танковые части – бригады и батальоны. Из их числа выделялась так называемая группа танков дальнего действия (ТДД), которые действовали самостоятельно. Не дожидаясь полного подавления обороны, ТДД проходили в глубину, чтобы уничтожить артиллерию, не дать подойти и развернуться резервам противника. А непосредственно поддерживали пехоту легкие и огнеметные танки следующих волн.

После прорыва тактической обороны противника на глубину 10-20 км, в прорыв вводились механизированные и кавалерийские корпуса, танковые бригады, которым ставилась задача быстрого продвижения на сотни километров за 3-5 дней.

Теория глубокой операции – центральное направление разработок советских штабистов и теоретиков на протяжении всех 1930-х годов, а также в 1940-41 годах. Основным инструментом в этих разработках выступают танки, без выделения ключевой роли какого-либо типа:

  • Средние и тяжелые танки Т-28, Т-35 (бронирование не противоснарядное) – выпускались промышленностью сравнительно небольшими сериями, планировались для использования при прорыве сильно укрепленных оборонительных полос противника
  • Легкий танк Т-26 выпускался массово, был тихоходным и предназначался для непосредственной поддержки пехоты
  • Легкий быстроходный колесно-гусеничный танк БТ также выпускался массово, предназначался для глубоких рейдов по тылам противника.

Также выпускали в СССР и плавающие танки, основной задачей которых было ведение разведки.

Нет вундерваффе – нет глубоких операций


Разбитые легкий и тяежлый танки РККА
Оценка танков как вундерваффе в советской военной теории наиболее очевидна в момент, когда выявляются слабости оружия. Господствующие теоретические представления опрокинула Гражданская война в Испании, в ходе которой возникли статичные фронты. Причина: хотя танки имели обе воюющие стороны, им успешно противодействовала малокалиберная противотанковая артиллерия. Поэтому бронированного инструмента оказалось недостаточно для взлома обороны и дальнейшего продвижения в тылы противника.
Вернувшийся после полуторагодичного пребывания в Испании в качестве военного советника будущий маршал Р.Я.Малиновский писал в докладе:
«В условиях позиционной войны не может быть и речи о применении групп танков ДД для подавления глубины. Мне кажется, сам термин «танк дальнего действия» надо было бы упразднить, танки, какие бы они ни были, пускать одни глубоко в тыл, на 15-20 км нельзя, ибо они будут уничтожены, они останутся там без горючего и без огнеприпасов и не всегда смогут выйти, а встретив десяток противотанковых пушек и взорванные мосты спереди и сзади, будут расстреляны». (цитируется по)
К практикам присоединились и военные теоретики:
«Выводы, сделанные из опыта войны в Испании, часто далеко не радужно рисовали перспективы современной вооруженной борьбы. Позиционный фронт неизбежен; война вновь приобретает ползучий характер последовательного преодоления фронтального сопротивления; система операций на истощение и, значит, стратегия измора кладет вновь свой неизбежный отпечаток на характер ведения войны; новые средства борьбы не могут изменить природы современного боя и операции, и сокрушительные удары на всю глубину не имеют надежды на осуществление; ни о каких новых формах глубокой, сокрушительной операции не приходится говорить… Возвращение к испытанным, но столь же бесперспективным методам прорывов 1918 года нашло после войны в Испании все большее признание» (комдив Г.С. Иссерсон, цитируется по)
За этим последовали и организационные решения:
«В соответствии с постановлением Главного Военного Совета от 22.07.1939 г. была создана комиссия для пересмотра организационно-штатной структуры войск, ее работой руководил командарм 1-го ранга Г. И. Кулик… было решено иметь танковые бригады (двух типов на БТ и Т-26) и танковые корпуса. Из состава первых исключались мотострелковые (стрелково-пулеметные) батальоны, а из состава вторых – мотострелковые бригады» (цитируется по)
Теперь танковые части и соединения не имели собственных мотострелков, поскольку в их задачу входило только медленное совместное с поддерживаемой пехотой прогрызание вражеской обороны. Именно это и подтверждает то, что до этого момента танку приписывалась роль вундерваффе. Советским военным практикам и теоретиком не пришло в голову, что недостаточную устойчивость в бою бронированных машин можно компенсировать усилением поддержки ВВС, самоходной артиллерии, мотопехоты… Нет, в СССР, как только выявилась слабость танка, посчитали глубокие операции невозможными.

Вундерваффе РККА II – танки с противоснарядным бронированием


Вундерваффе РККА - танки КВ и Т-34
Но прошло совсем немого времени и ситуация в корне изменилась. С начала лета 1940 года в СССР приступают к формированию мощных мехкорпусов с более чем 1000 танков в каждом. А на состоявшемся в конце этого же года Совещании высшего руководящего состава РККА[19] теория глубокой операции вновь оказывается стержнем всех теоретических построений, а танки – главным инструментом:
«В среднем глубина фронтовой операции… будет до 200-300 км, а в отдельных случаях значительно глубже. Ближайший удар фронта… должен исходить из [задачи] разгрома основной группировки противостоящего противника…
Ударная армия должна быть способной прорвать фронт противника шириной в 20-30 км и обеспечить немедленное безостановочное развитие прорыва из тактического в оперативный…

Для развития прорыва каждой ударной армии необходима подвижная группа.
… ударная армия будет иметь в своем составе до 5 стрелковых корпусов…, 3—5 танковых бригад… В качестве подвижной группы — 1 усиленный кавкорпус или мехкорпус…

После мощного огневого налета артиллерии и удара ВВС на передний край обороны противника… должен ворваться первый эшелон тяжелых танков и, не останавливаясь на переднем крае, безостановочно бросаться на резервы, артиллерию противника и компункты, порывая на своем пути все линии связи и уничтожая ПТО…
Под прикрытием эшелона тяжелых танков через передний край проходит эшелон легких танков с задачей уничтожать систему пулеметного огня за обратными скатами.
За этим эшелоном на передний край врывается эшелон огнеметных танков и своими действиями помогает пехоте производить уничтожающие штыковые удары…» (из доклада генерала армии и без пяти минут начальника Генштаба Г.К. Жукова)
Обратим внимание, что пехота упоминается только в составе третьего эшелона. Первый удар наносят непробиваемые тяжелые танки. Потом легкие танки нарушают систему пулеметного огня противника. И лишь затем вместе с огнеметными танками приходит пехота. В качестве вундерваффе здесь и выступают тяжелые танки, которые снарядов противотанковой артиллерии не боятся, везде пройдут и разрушат ПТО противника.

Но противник сможет быстро разворачивать противотанковые батареи и дивизионы на пути движения введенного в прорыв мехкорпуса? Верно, поэтому танки с противоснарядным бронированием также включаются в состав подвижного соединения. Это 126 КВ-1 и 420 Т-34 в каждом мехкопусе по штату 1941 года. Наспех организованную противотанковую оборону они легко прорвут и откроют дорогу для дальнейшего продвижения.

К формированию механизированных корпусов и глубоким операциям в СССР вернулись после успехов Вермахта 1939-40 гг. Однако это не было копированием немецкого опыта. Панцерваффе как раз не имели тяжелых танков, а успех танковых групп определялся комплексом факторов – насыщенностью мотопехотой и артиллерией, воздушной и инженерной поддержкой, оперативностью управления. В Красной армии пошли другим путем – пехоты и артиллерии в мехкорпусах было относительно мало, но зато в немалом числе присутствовали танки с противоснарядным бронированием. Они и играли роль вундерваффе, способного разрушать противотанковые рубежи противника.


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Хронология стратегического развертывания ВС СССР в 1940-41 гг. на Западном направлении

Кто был начальником Оперативного отдела штаба Западного особого военного округа в июне 1941?

Что к 1941 году знали в РККА о танковых группах Вермахта