Советские САУ перед Второй мировой – как бы не таНк

История создания советских самоходный артиллерийских установок до 1941 года – наглядный пример, как получить нулевой результат при толковой теоретической проработке и вложении больших сил. На 22 июня 1941 года в Красной Армии имелось около 30 САУ с гусеничной ходовой частью. К ним можно добавить ещё примерно 2 сотни «артиллерийских танков» КВ-2, БТ-7А, несколько десятков систем на колесной базе, но последние имели крайнюю степень износа. Однако сравнение количества советских САУ перед Второй мировой с числом имевшихся танков, должно бы привести к следующим выводам:
 

В СССР вопросу самоходных артсистем должного внимания не уделялось. На это направление финансовые, конструкторские, производственные ресурсы, направлялись в лучшем случае во вторую, если не в девятую очередь.
Как бы не так!


 Советская СУ-14 (1937 г.) - выпущено 2 экземпляра


Советская СУ-2 (1935 г.) - единственная установка, которую выпустили в числе 32 шт. и отправили в войска

Рассмотрим список предвоенных концептуальных управленческих решений по созданию самоходных артиллерийских установок.

Советские САУ перед Второй мировой – история концептуальных решений


Вопросами создания самоходной артиллерии в СССР начали заниматься планомерно и вовсе не в последние предвоенные годы. С первых лет советской власти направлению уделялось внимание, принимались масштабные планы по созданию систем и семейств вооружений.

1922 г. – в Петрограде создано КБ самоходной и механизированной артиллерии».


1927 г. – начались «…первые систематические работы по самоходной артиллерии в СССР… во исполнение постановления ГАУ «О механизации артиллерии».
По этому постановлению уже через 3 года РККА должна была иметь полк самоходных 76,2-мм орудий на автомобильном шасси.
Позже постановление «О механизации артиллерии РККА» скорректировали – теперь предусматривалось создание трех артсистем калибра 76,2-мм на базе шасси автомобиля повышенной проходимости и гусеничного вездехода (трактора или тягача).

Испытания опытных образцов показали, что создавать САУ на шасси автомобилей и тракторов нецелесообразно. – Автомобильная база не обеспечивала сопровождение войск в реальном бою. База гражданских тракторов требовала коренных переделок для установки артисистем, т.е. приводила к созданию новой гусеничной базы. Поэтому решили в дальнейшем создавать САУ на шасси серийно выпускаемых в СССР танков.

1930 г. – 2 октября «РВС СССР принял «Постановление РВС об опытной системе бронетанкового вооружения в части самоходных артиллерийских установок».
Согласно этому постановлению, через год следовало завершить проектирование и изготовление шести базовых САУ. В том числе подразумевалось создание так называемых «триплексов» – семейств самоходных артиллерийских установок для дивизионной, корпусной артиллерии, тяжелой артиллерии особого назначения. Название триплекс произошло включения в каждое семейство 3 образцов установок. Кроме того, следовало создавать специализированные САУ отдельно для поддержки пехоты, кавалерии, танков.

Сферу САУ не обошла мода на динамо-реактивные пушки Курчевского.
За 1930-1933 гг. спроектированы и рекомендованы к постройке 4 образца самоходных пушек Курчевского калибров 76,2 и 152 мм на шасси легковых и грузовых автомобилей, танкетки и танка. Однако «до конца первой пятилетки… ни одна из указанных машин изготовлена не была и не подвергалась испытаниям».

1932 г. – в июле состоялось «рассмотрение эскизных проектов самоходной артиллерии большой мощности… в целом они были одобрены… Но изготовление «корпусного триплекса» было отложено на два года». «Вновь к нему вернулись в конце 1933 г.», однако далее изготовления нескольких опытных образцов дело не пошло.

1933 г. – в середине года «на совещании с участием П.К. Орджоникидзе, М.Н. Тухачевского… победило мнение, что «…разработка во многом дублирующих друг друга боевых машин расточительна», и потому «лучше ограничиться разработкой унифицированных шасси, одинаково пригодных для установки артиллерии для нужд пехоты, мотомехвойск и кавалерии».

В 1932-1933 гг. была выдвинута концепция быстровозводимой береговой обороны.
Для неё предполагалось создать береговые батареи на самоходном шасси с артсистемами 152-254 мм.

В тех же 1932-1933 гг. – «…. многие из «вершителей» в РККА под руководством замнаркома по вооружениям М.Н. Тухачевского под влиянием зарубежной печати увлеклись идеей широкого строительства «артиллерийских танков». В результате было спроектировано несколько образцов, 2 из них производились небольшими сериями.

1934 г.
– Совет Труда и Обороны при СНК СССР утвердил «Систему артиллерийского вооружения Красной Армии на вторую пятилетку 1934 - 1938 гг.».
В этом плане 7 пунктов относятся к САУ, причем самих образцов вооружения больше семи (каждому «триплексу» отведен один пункт). Планируется создание противотанковых, зенитных, динамо-реактивных, полковых, дивизионных, корпусных, большой мощности самоходных артсистем калибром 37-400 мм. При этом УММ и ГАУ предписано к началу 1935 г разработать штаты самоходных артиллерийских подразделений и частей.

Период репрессий на несколько лет остановил историю развития советских САУ. Решающую роль сыграли аресты в 1936 г. П.Н. Сячинтова (конструктор Кировского завода) и Л.Н. Курчевского в 1937 г.  С этими инженерами оказались связаны все работы, ведущиеся в области самоходных артустановок. Поэтому произошла полная остановка. Попытка преодоления застоя случилась лишь через несколько лет.

1940 г. – Руководство АБТУ РККА и ГАУ в лице Д.Г. Павлова, Н.Д. Яковлева и Г.И. Кулика предлагает начать «работы по переводу основных артиллерийских средств на самоходные лафеты», ссылаясь в на боевой опыт немецких войск. Предлагается создать 5 образцов зенитных, штурмовых, противотанковых САУ на базе средних и тяжелых танков. Позднее предложение пересматривается на основе опыта советско-финской войны. Теперь предполагается создавать 3 вида САУ калибром 85-122 мм.

1941 г. – принципиального и документально оформленного решения об отмене планов 1940 года не принималось (или оно не обнаружено в архивах). Однако намеченные к разработке САУ в начале 1941 года «исчезли из планов опытных работ». Судя по всему, это вызвано возвратом к идее «артиллерийских танков», которые в новых планах назывались «танками прорыва» или «танками поддержки». В феврале-марте 1941 г. санкционированы работы по созданию целой гаммы «артиллерийских средств усиления бронетанковых войск» на шасси Т-50, Т-34, КВ-1.

Приведенные выше данные из книг Свирина (названия см. ниже) дополняются документом, опубликованным после их издания. 27 мая 1941 заместитель наркома обороны маршал Кулик направил в СНК и ЦК предложение о создании самоходной артиллерии. Обращает на себя внимание то, что в предложении речь идет о «нулевом варианте» – маршал не упоминает о планах 1940-41 годов, сообщает, что все работы в этом направлении приостановлены с середины 1930-х годов.


Добавим, что помимо концептуальных решений в истории советских САУ перед Второй мировой войной представлены и отдельные, «штучные» решения. Эти решения расширяли имеющиеся планы или даже противоречили им. Примеры:

  • 1930 г. – по постановлению РВС СССР КБ ленинградского завода «Большевик» начинает (и в следующем году завершает) разработку истребителя танков на шасси танкетки Т-27.
  • 1935 г. – по распоряжению начальника НТО АБТУ РККА ведется разработка «эскизного проекта самоходной установки батальонной пушки на шасси плавающего танка Т-37» и «легкой самоходно-артиллерийской установки с 45-мм противотанковой пушкой на шасси Т-37А».
  • «Несмотря на то, что в «системе артвооружения» на вторую пятилетку не было места для самоходно-артиллерийской установки типа СУ-14, работы над ней продолжались»


Какие результаты дала эта гора предвоенных планов по созданию САУ?


Данные о числе самоходных артиллерийских систем в РККА на момент начала войны приведены в первых строках статьи. В динамике картина выглядела так:

  • На разных основаниях (утвержденная система вооружений, отдельные распоряжения, инициатива КБ) предлагалось создать около 150 моделей САУ.
  • По 20-30% из этих 150 моделей либо ничего не предпринималось, либо работы прекращались на этапах проработки, эскизного проектирования.
  • Основная часть проектов САУ останавливалась на этапе изготовления 1-5 опытных образцов. Причины остановки – неудачные испытания, прекращение производства базового танка, арест конструкторов, изменения в системе вооружения.
  • На пальцах одной руки подсчитывается число моделей САУ, которые изготовили в количестве 5-30 образцов. Часть из них и попала в войска.

«…ни одна САУ, предусмотренная «системой артиллерийского вооружения РККА», принятой в 1933 г., к концу 1937 г. не выпускалась серийно». К середине 1941 года никаких изменений в этой картине не произошло.

Основные причины того, что советские САУ перед Второй мировой созданы не были

  • Зависимость от смежных областей
  • Неоправданно большое количество и частая смена проектов, планов
  • Стремление советского военного руководства иметь лучшее, а не хорошее оружие
  • Излишняя подверженность модным веяниям
  • Репрессии второй половины 1930-х годов


Приведем типичный пример довоенной попытки разработки САУ в СССР – СУ-45 (в процессе название машины менялось):
22 марта 1935 г. появляется «распоряжение начальника НТО АБТУ РККА о необходимости разработки к 15 апреля эскизного проекта … легкой плавающей самоходно-артиллерийской установки с 45-мм противотанковой пушкой на шасси Т-37А».
«… к окончанию первого этапа проектных работ выяснилось, что проект непригоден к серийному производству, так как шасси и трансмиссия Т-37 снимается с производства»
Выяснилось также, что «масса САУ получается чрезмерной, что требовало отказаться от ее плавучести. Согласование этого изменения еще отодвинуло срок исполнения, и только 10 ноября 1935 г. он был рассмотрен на заседании макетной комиссии АБТУ РККА».
«САУ теперь базировалась на ходовой части танка Т-38… оговаривался крайний срок изготовления опытного образца - 1 января 1936 г.»
Но только «весной 1936 г. СУ-45 был передан на испытания, причем изготовленная машина значительно отличалась от одобренного макета».
«…испытания СУ-45... показали, что машина имеет большое число недостатков». «АБТУ требовало переконструировать машину… но вскоре работы по СУ-45 прекратили в пользу разработки подобной боевой машины на шасси Т-38М, а в 1938 г. и вовсе свернули разработки САУ на шасси столь легкой боевой машины.»

Первый пункт приведенных выше причин (зависимость сферы САУ от смежных областей) ярко подтверждается этим примером. Советское руководство не отдавало себе отчета в том, что зависимость САУ от танковой базы нужно учитывать. На практике получалось так, что самоходную артустановку не успевали разработать или начать выпуск, пока в производстве находился танк, на ходовой части которого установка базировалась. Модели выпускаемых танков часто менялись, причем обычно сразу сворачивалось производство старой модели и запчастей к ней, а планы по выпуску новой техники спускались напряженные. Все силы конструкторов и производственников бросались на танки, а для зависимых и «вторичных» САУ не оставалось времени и ресурсов.
Стремление советского военного руководства иметь лучшее, а не хорошее оружие, вызванное этим частое изменение планов привели к большим проблемам в других областях. Но, несмотря на наличие грандиозных планов, САУ, как класса вооружений, вообще не создали!

Подверженность руководства модным веяниям также оказывала большое влияние, ввиду «вторичности», зависимости САУ от других областей. Например, «В 1932-1933 гг. многим казалось, что часы классических пушек сочтены, что динамо-реактивные вот-вот победят…Поэтому в период с 1932 по 1936 г. замнаркома обороны по вооружению М.Н. Тухачевский санкционировал финансовую поддержку только одного артиллерийского проекта для сухопутной армии - 76,2-мм дивизионной пушки». В том числе и поэтому реализация проектов многих САУ завершалась по банальной причине – необходимые артиллерийские системы «поданы не были».

Относительно влияния роли репрессий на военное строительство, подготовку кадров РККА, промышленности до сих пор ведутся споры, приводятся диаметрально разные оценки. Но для сферы САУ спорить просто не о чем – разработки, изготовление опытных образцов, производство полностью ОСТАНОВИЛИСЬ на годы!

К чему это привело после начала войны?



Немедленно выяснилось, что самоходной артиллерии у войск нет, а она критически нужна.
Поэтому уже 1 июля 1941 года народный комиссар вооружения Д.Ф. Устинов подписал приказ о срочной разработке трех типов «противотанковых и зенитных самоходных артсредств», причем, «при проектировании установок ориентироваться на широко освоенные промышленностью и применяемые в артиллерии грузовые автомашины повышенной проходимости или гусеничные тракторы».
Обратите внимание: в СССР ещё в начале 1930-х пришли к выводу, что такой путь бесперспективен. Но в тяжелое военное время, когда не хватает всего и вся, следует ещё одна бесплодная итерация, требующая расхода ресурсов и времени. Только к концу 1942 года начинается выпуск в заметных количествах САУ на шасси таков.

КБ самоходной и механизированной артиллерии в СССР создали ещё в 1922 г., но вскоре оно кануло в лету. После начала войны понадобилось значительное время, чтобы вновь прийти к осознанию такой необходимости и «3 марта 1942 г. вышел приказ НКТП об образовании на базе техотдела специального бюро самоходной артиллерии».

Отсутствие в предвоенные годы частей самоходной артиллерии РККА, привело к тому, что в годы войны пришлось приобретать опыт, вырабатывать оптимальные оргструктуры. Более года с момента появления в армии САУ в заметных количествах ушло на то, чтобы прийти к формированию однородных по составу полков самоходной артиллерии (из артсистем одного калибра, построенных на одной базе).

Эта же причина (отсутствие частей самоходной артиллерии в РККА до войны), не позволила прийти к выводу, что для САУ следует специально готовить кадры. Поэтому только к 1943 году «… выяснилось, что для грамотной эксплуатации САУ не пригодны «чистые танкисты», впрочем, как и специалисты по буксируемой артиллерии… Поэтому…был открыт учебный центр самоходной артиллерии № 1, куда в феврале 1943 г. поступили машины СУ-122(A) и трофейные САУ», а в конце 1943 г. созданы ещё «…две школы подготовки самоходчиков легких и средних САУ, а также 12 самоходно-артиллерийских учебных полков».

Полное осознание роли и значения САУ для войск пришло к советскому руководству после подведения итогов летне-осенней кампании 1943 г. Принимается радикальное решение:

«Заводу № 40 и ГАЗ. Прекратить выпуск легких танков, обратив высвободившиеся мощности на выпуск крайне нужных в наступлении САУ-57 и СУ-76…
УЗТМ. Производство танков Т-34 прекратить, обратив высвободившиеся мощности для организации массового производства орудий СУ-122 и СУ-85…
Челябинскому заводу. Шасси танка КВ-1С использовать для организации производства артиллерийских танков, вооруженных 122-мм или 152-мм гаубицей…»

Обратите внимание:
На момент прекращения производства легкие танки устаревшим видом вооружения. Напротив, велись работы над новыми моделями, которые считались необходимыми не только для разведки, но также и для ведения боев в городах, решения ряда других задач. То есть радикальное решение принималось, потому что самоходки значительно нужнее.
Сокращение производства Т-34 в пользу самоходок – шаг более чем решительный. Достаточно вспомнить о том, что недавно советское руководство отказалось от развертывания производства более совершенной модели Т-43, чтобы не допускать снижения поступления новых средних танков в войска. Но в пользу самоходок на такой шаг пошли.

Основной источник информации для данной статьи – книги М.Н. Свирина, «Самоходки Сталина. История советской САУ 1919 – 1945» и «Стальной кулак Сталина. История советского танка 1943-1955».




Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Хронология стратегического развертывания ВС СССР в 1940-41 гг. на Западном направлении

Кто был начальником Оперативного отдела штаба Западного особого военного округа в июне 1941?

Что к 1941 году знали в РККА о танковых группах Вермахта