22 июня 1941 года – кадры решили всё!

По теме подготовки военных кадров перед Великой Отечественной Войной имеются специализированные исторические труды и объёмные разделы в работах общей тематики, но полной ясности в вопросе нет. Признаю, что и сейчас все точки над i расставить не удастся, поскольку не все материалы опубликованы или доступны, имеются противоречия в известных документах. Тем не менее, попробуем внести лепту в освещение этого вопроса.

Подготовка военных кадоров в СССР перед ВОВ

Речь в материале пойдет о подготовке кадров в военных училищах (до реформы – школах), которые по замыслу служили основной кузницей командных кадров РККА. Как отмечают многие авторы, в РККА не существовало высококвалифицированного и авторитетного унтерофицерского слоя, готового исполнять обязанности, например, командира взвода. И создание такого «класса унтерофицеров» не виделось высшим руководством страны в качестве важного рычага для решения кадровой проблемы. В то время, как в том же Вермахте фельдфебели командовали до 50% взводов, РККА была армией с максимально высоким процентом офицеров (тогда это называлось – командного и начальствующего состава) по отношению к рядовому и сержантскому составу. Нужно отметить, что в документах не обнаружено и следов дискуссии в руководстве РККА и СССР по поводу роли унтерофицеров. Казалось бы – первое пролетарское государство, рабоче-крестьянская армия, предполагаемая высокая классовая сознательность должны породить идею отказа от использования офицеров на младших командных должностях. Но на практике всегда подразумевался один путь – военное училище. В тоже время военные училища часто не удовлетворяли потребностей армии в кадрах, тогда прибегали к экстренным мерам - курсам младших лейтенантов и другим.

Подготовка военных кадров с 1920-х годов до 22 июня 1941 года – общепризнанные на сегодня положения


Основные рефрены в источниках, литературе по теме довоенной подготовки кадров командного и начальствующего состава РККА следующие:

  • Официальные и ура-патриотически-коммунистические работы отмечают титаническую работу партии, правительства и народа по подготовке кадров, когда удалось в последние предвоенные годы в разы увеличить число выпускников военных училищ.

Ниже показано, что резкий рост числа новых лейтенантов действительно имел место быть. Вопрос в качестве этих командных кадров, а также в том, насколько планомерно, продуманно происходил переход к новым масштабам подготовки курсантов.

  • Отмечаются объективные трудности – трудное экономическое состояние страны, низкий образовательный уровень поступающих в училища, потеря опыта подготовки военных кадров в царской России.

Единственное, что нужно добавить: из-за идеологических установок, трудности с контингентом поступающих в училища ещё более усугублялись. По классовым соображениям приоритет отдавался рабочим и крестьянам. Более того – командование РККА желало видеть курсантами не просто выходцев из рабочих и крестьян, но именно механизаторов, рабочих крупных машиностроительных предприятий.

  • И военно-историческая, и мемуарная литература обычно признают низкий уровень подготовки командных кадров РККА в начальный период войны, называют его одной из основных причин тогдашних поражений.

  • Оживленная дискуссия ведется о том, насколько велико влияние сталинских репрессий на качество и количество командных кадров РККА.

Последняя тема в настоящем материале затрагиваться не будет. Автор придерживается мнения, что репрессии серьёзное негативное влияние оказали. Какое именно – сказать, по крайней мере, пока, трудно. Фактические данные по числу репрессированных достаточно широко известны. Споры о качественной оценке, значении этих данных не утихают. Но в контексте темы подготовки новых кадров особенно сложно оценить то, что можно назвать «упущенной выгодой». Скажем, насколько серьёзно на подготовке кадров для РККА в 1937-38 гг. сказалось то, что руководители ключевых в этом вопросе управлений наркомата обороны (главного кадрового, военных учебных заведений) за этот период менялись до 6 раз? А если учесть, что именно в это время проводилась реформа системы военного образования с резким увеличением ёмкости училищ? Однако следует сказать, что основные кадровые проблемы РККА и в качественной, и в количественной плоскости определялись многими другими факторами.

Подготовка военных кадров с 1920-х годов до 22 июня 1941 года – эволюция системы военного образования.


После окончания Гражданской войны в СССР существовала пестрая  система военных школ, принципиально система не изменялась до 1937 года. Различия охватывали разные сферы – сроки обучения (от 2 до 3.5 лет, основной  3 года), даты начала и окончания учебного года, подчиненности (существовали национальные военные школы, готовившие кадры для национальных воинских формирований, которые тогда имелись в РККА). После завершения  Гражданской войны проводились мероприятия по сокращению числа военных школ, числа курсантов в них. По документам прослеживается, что в 1920-е годы наблюдался недостаток штатных мест в воинских частях  для выпускников, поэтому стимулировалось увольнение в запас командных кадров для появления вакансий.

Первый этап реформы системы военного образования


В 1936-38 гг. была проведена реформа системы военного образования, которая, как потом выяснилось, фактически стала первым этапом преобразований. Общий документ (или документы), на основании которых она производилась, мне не известен. Но суть проводимых мероприятий прослеживается по многочисленным приказам о переименовании школ в училища и др.
Реформа заключалась в:

  • переименовании школ в училища
  • введении единообразия – убрали национальные училища, ввели единый день начала учебного года.

Эта работа продолжается до первой половины 1938 включительно. Общее число созданных (в большей мере переименованных) училищ составил 63 (http://rkka.ru/analys/kadri/main.htm «Таблица 1. Развитие военных училищ сухопутных войск в период с 1937 по 1940 г.»).
К сожалению, о многом приходится говорить предположительно – нередко пользоваться приходится не самими распорядительными документами или отчетами, а упоминаниями о них, выводами из совокупностей иных фактов. Также предположительно (но с высокой достоверностью) можно говорить и о том, что на первом этапе реформы штатная численность курсантов в училищах была увеличена примерно в 1.5 раза.
Говорить об этом позволяют «Таблица 2. Количество выпускников военных училищ по родам войск за период с 1937 по 1940 г.» из указанного источника и другие документы, по которым видно:
Ежегодный выпуск из военных училищ РККА к середине 1930-х годов стабилизировался на уровне около 8000 человек. В 1938 году из училищ было выпущено 20316 человек. Как будет показано ниже, эти примерно 20000 человек складываются из штатного выпуска по окончании 3-го курса (8 тысяч человек, как и в предыдущие годы) и экстренного, досрочного выпуска нового 3-го курса (12-13 тысяч), который приступил к занятиям в сентябре. Следовательно, в 1936 году на первый курс было принято 12-13 тысяч человек,  т.е. в 1.5 больше прежней штатной численности.

Почему ёмкость военных училищ РККА была увеличена именно в 1.5 раза?

Логика подсказывает, что в первую голову емкость училищ должна определяться планами по изменению штатной численности вооруженных сил. Обратим на это внимание – именно плановой численностью вооруженных сил. Каковы же были планы советского руководства? Динамика фактической численности армии приведена во многих источниках. А последовательность изменения планов по численности РККА, постановлений Правительства по этому предмету пришлось собирать по крупицам, причем цифры неполные.
Имеем решения от следующих дат по численности РККА мирного и военного (отмобилизованная армия первой очереди) времени (человек):

Дата

Численность армии мирного времени, чел.

Численность армии военного времени, чел.

ноябрь 1928 г

625 000

3 300 000

май 1935 г

1 600 000

ноябрь 1937 г

1 800 000

7 300 000

сентябрь 1939 г

2 200 000

декабрь 1939 г

2 300 000

май 1940 г

3 300 000

июль 1940 г

3 460 000

октябрь 1940 г

3 600 000

февраль 1941 г

8 700 000


В 1935 году в среде высшего военного и политического руководства СССР имела место дискуссия по вопросам увеличения и структурной перестройки армии. В этом же году приняли решение количественно увеличить РККА мирного времени примерно в 2.5 раза (реально армия достигла этой численности к началу 1937 года). Но в 1936 году закладывается рост мощности военных училищ только в 1.5 раза. Это притом, что структурная перестройка армии требует гораздо бОльшего увеличения поступления в армию новых офицеров, чем определено номинальным ростом численности вооруженных сил.

Может у РККА много высококвалифицированных кадров в запасе? Запас, безусловно, существовал его и расходовали в мирное время. Кроме того, квалификация запасников оставляла желать лучшего.
Отметим, что существуют некоторые документы, которые не вписываются в общую картину, например, приведенные здесь:
http://istorya.ru/forum/index.php?showtopic=2968&page=28#entry112929
http://istorya.ru/forum/index.php?showtopic=2968&page=28#entry112978 (доклад Щаденко от марта 1938 года).
Во-первых, эти документы говорят о том, что кадровики РККА в 1937 году - начале 1938 года сохраняли спокойствие, намечали конкретные и не экстренные меры по покрытию некомплекта командных кадров.
Во-вторых, Щаденко (главный кадровик РККА на тот момент) в марте 1938 года оперирует цифрами, скажем, по выпуску из военных училищ, которые значительно превышают цифры из других его же докладных и отчетов, которые он подписал позднее в 1938 и 1940 годах. На сегодня не удаётся понять, откуда бралось это спокойствие и завышенные цифры.

Второй этап реформы системы военного образования

Однако уже в 1938 году происходит осознание масштабов нехватки кадров и начинается лихорадочное планирование новой мощности военных училищ.
В первых числах марта 1938 г. принимается решение о переводе военных училищ на новые, более короткие сроки обучения (основной - 2.5 года). Уже в конце марта этот приказ корректируется (выходят ещё два приказа). А в конце сентября 1938 г. эти приказы отменяются! И издаётся новый, о переходе на 2-хлетний срок обучения – http://ru.wikisource.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%B7_%D0%9D%D0%9A%D0%9E_%D0%A1%D0%A1%D0%A1%D0%A0_%D0%BE%D1%82_27.09.1938_%E2%84%96_224. Причем переход производится при помощи экстренных выпусков. Так, курсанты третьего курса, которые 11 сентября (начало учебного года) собирались учиться ещё целый год, 28 сентября узнали, что будут выпущены в декабре. Второкурсники, недавно собиравшиеся учиться ещё 2 года,  потом переориентированные на 1.5 года, теперь должны были выпускаться менее чем через год.
Подчеркнем «пожарность» мероприятия: в марте принимается взвешенное решение – перейти с нового учебного года на новый срок обучения (сокращенный на 6 месяцев). До начала учебного года (11 сентября 1938 г.) под этот срок составлялись учебные планы, начались занятия, но… 28 сентября появляется приказ о выпуске 3-го курса через 2.5 месяца. При этом программу для завершения обучения ещё предстоит сверстать!
Примерно в это же время принимается решение об увеличении штатного числа курсантов в училищах (без увеличения числа учебных заведений) примерно в 2 раза – до 59150 человек. Из этого видно, что проводникам реформы оставались неясными необходимые параметры сети военных учебных заведений.

Третий этап реформы системы военного образования


В 1939-40 гг. произошло дальнейшее увеличение ёмкости училищ, на этот раз уже и само число учебных заведений было увеличено и достигло в 1940 году 114 при штатной численности обучающихся более 169 тысяч. Можно и нужно говорить, что в этот период потребность в кадрах продолжала расти в связи с дальнейшим ростом РККА и структурными изменениями, которые не учитывались при планировании в 1938 г. Однако нужно говорить и о том, что, согласно отчетам Щаденко, в 1938 г. мощность училищ уже закладывалась ниже расчетной. Т.е. опять решили на кадрах экономить и практически сразу же, забыв об этом, начали масштабные перестройки в армии, активно «потребляющие» кадры, подготовку которых планировали постфактум.

Как можно оценить качественный уровень подготовки новых командных кадров в предвоенные годы?


Объективно, на основании документов о проверках уровня знаний и навыков выпускников это, по крайней мере, сегодня сделать не удаётся (такие документы не известны). Однако можно с высокой уверенностью давать невысокую оценку, исходя хотя бы из следующего:

  • Качество преподавательского состава в военных училищах и до 1938 года регулярно подвергалось критике во многих отчетах. Логично предположить, что при кратном увеличении  числа военных училищ и их штатов положение дел с наличием квалифицированных преподавателей, учебной базы просто не могло внезапно улучшиться.
  • 1938–1941 гг. – период всеобщих и локальных экстренных выпусков из военных училищ. Скажем, в 1938 примерно 66% выпускников оканчивали училище в экстренном порядке. Затем имели место локальные (в отдельных училищах, в отдельных регионах, во время финской войны, похода в Польшу) и всеобщие (перед самой войной) экстренные выпуски. Даже если не считать переход на 2-хлетний курс обучения в военных училищах оправданной ростом образовательного уровня поступающих, а не экстренной мерой, то и в этом случае не менее 50% выпускников училищ в 1938-41 гг. были в той или иной мере выпущены досрочно.
  • согласно табл. 3 и 5 из http://rkka.ru/analys/kadri/main.htm, в 1938-39 годах в войска поступило из училищ 55606 человек. За этот же период с 3-хмесячных курсов младших лейтенантов и из запаса поступило 94461 человек. Т.е. из реально поступивших в войска командных кадров за эти 2 года 37% составляли выпускники училищ (не менее чем в 50% случаев выпущенные экстренно), а 63% в подавляющем большинстве по образованию были откровенными краткосрочниками (качество запаса РККА во всех документах характеризуется, как низкое).

Подготовка военных кадров с 1920-х годов до 22 июня 1941 года - общие выводы:


Кроме массы объективных причин, теорию и практику подготовки военных кадров для РККА перед войной определяли и многие ошибки, упущения:

1)    Возможности использования квалифицированных сержантов и старшин на младших командных должностях никто не рассматривал.
При этом фактически тот кадр (старослужащие, сверхсрочники), который мог быть обращен на создание этого слоя из армии «вымывался» через краткосрочные курсы в офицерский состав. В результате возможность получить качественного унтер офицера терялась, а краткосрочность, экстренность обучения на курсах младших лейтенантов не позволяла получить качественного офицера.

2)    В деле обеспечения РККА командными кадрами приоритет оказался полностью на численной стороне.
Несмотря на то, что низкий уровень командного состава (всех уровней, кадра, запаса) регулярно отмечается во многих документах, основные предпринимаемые действия: сокращение сроков обучения, экстренные курсы, досрочные выпуски. Никаких новых методов эффективного (быстрого и качественного) обучения помимо училищ никто не предлагал, не видел в них необходимости. Все исходили из постулата, про обязательность военного училища. При этом резкий рост их мощностей с 1938 года, сокращение сроков обучения серьёзно снижали качество образования. При всем численном росте училища хронически нужного количества кадров не давали, тогда следовали экстренные меры – 3-хмесячные курсы младших лейтенантов, исчерпание запаса, экстренные выпуски.

3)    СССР в предвоенные годы резко расширил сеть военных учебных заведений и увеличил число их выпускников. Однако увидеть в этом признаки нормальной планомерной работы трудно.
С 1920-х годов (в период стабильной численности армии) квалифицированные командные кадры опережающими темпами (в т.ч. для запаса) не готовились. В 1935-38 гг., при уже известных планах роста РККА в 2.5 раза, по кадровому вопросу царило необъяснимое спокойствие, покрытие некомплекта казалось реальным в ближайшее время, мощность училищ увеличили только в 1.5 раза. В 1938 году проблему частично осознали и прибегли к чрезвычайным мерам, от которых, несомненно, страдал учебный процесс. Однако и после 1938 г. приходится действовать чрезвычайными методами, наводнять армию командирами с краткосрочной подготовкой.

В принципе ситуацию и перспективы очень точно охарактеризовал главный кадровик РККА Щаденко.
Так он писал о ситуации, имевшей место до его прихода на этот пост:  
 «За 10 лет (с 1928 по 1938 год) … выпуски из училищ едва покрывали естественную убыль, не создавая никаких резервов для обеспечения роста армии и ее запаса…»

А так Щаденко видел в 1940 году перспективу:
«С запасом получилось еще более тяжелое положение. … запас сократился на 50%, а по пехоте весь запас исчерпан…. Если будет оставаться такое положение с накоплением полноценных кадров армии и запаса, то при отмобилизовании в 1940 и 1941 г. армия будет иметь не менее 70% наскоро подготовленных… На таком крайне пестром и неподготовленном прапорщике не удержалась и рухнула царская армия...».

Можно ли говорить, что за последние предвоенные месяцы ситуацию с военными кадрами удалось исправить коренным образом? Курсы младших лейтенантов с 1939 года были упразднены, но практика экстренных выпусков из училищ, привлечения кадров из запаса продолжалась в полной мере.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Хронология стратегического развертывания ВС СССР в 1940-41 гг. на Западном направлении

Кто был начальником Оперативного отдела штаба Западного особого военного округа в июне 1941?

Что к 1941 году знали в РККА о танковых группах Вермахта