Возрождение русской православной церкви – немцы (гитлеровцы) vs советская власть

Распространено мнение, что в 1930-40-е годы при Иосифе Виссарионовиче в СССР без публичного объявления произошла смена политического курса. – Вместо всемирной пролетарской республики начали строить пускай и новый, но вариант российской империи. Т.е. сам Сталин стал национальным державником.

Одним из подкрепляющих данный тезис фактов является возрождение русской православной церкви. При этом, конечно, атеизм в СССР официально оставался краеугольным камнем государственной политики, однако фактически православию, как неотъемлемой основе русской государственности, был дан зеленый свет. Поэтапно это выглядело так:

  • Конец 1930-х годов – ослабление гонений на РПЦ и верующих (имеется решение Политбюро ЦК КПСС 11.11.1939 года по этому вопросу).
  • Осень 1941 г. – легендарное спасение Москвы от немцев при помощи чудотворной иконы (облет столицы самолетом с иконой якобы был санкционирован самим Сталиным). Имеется и легенда о спасении Сталинграда в 1942 году аналогичным способом.
  • 1943 г. – встреча Сталина с выжившими высшими иерархами РПЦ, начало воссоздания церковной структуры, которая нормально существовала и развивалась в последующие годы.

Также, как минимум, из художественных фильмов, литературы многим известно об активном восстановлении церковной жизни на оккупированных гитлеровцами территориях СССР в 1941-43 годах.
Интересно будет сравнить, «при советах» или «при немцах» возрождение православной церкви шло быстрее?

Советская власть, немцы и возрождение русской православной церкви


Для начала приведем статистику о РПЦ.

На момент Октябрьской революции:

  • служителей – более 140 тысяч;
  • около 69 тысяч храмов.

К середине 1941 года (началу войны и, соответственно, оккупации части территории СССР):

  • служителей – около 500;
  • до 400 храмов.

Такими были масштабы разгрома РПЦ большевиками. Фактически в каждой области оставалось 1-3 действующих храма, а некоторых регионах не оставалось ни одного.

Можно утверждать, что и названные выше предписания об ослаблении гонений верующих и церкви в конце 30-х годов не подтверждаются фактами. Если гонения и ослабли, то в первую очередь из-за того, что уже практически некого было репрессировать и нечего было отбирать. Упразднение епархий, аресты, уничтожение правящих архиереев (т.е. ликвидация иерархической структуры РПЦ) в значительной мере относятся именно к этому периоду. А факты закрытия храмов имели место даже после начала войны (например, 25 июня 1941 г. в Орле).

Нужно отметить, что имеются другие источники, утверждающие, что в СССР до 400 православных храмов действовало в 1938 г. А к НАЧАЛУ 1941 года их стало более 3 тысяч. Налицо изменение религиозной политики, результат усилий партии и правительства по возрождению церкви? Здесь важно вспомнить, что в 1939-1940 гг. границы Советского Союза существенно передвинулись на запад. И 90% храмов из указанных 3 тысяч "прибавки" находились на недавно присоединенных территориях! Т.е. в «старом» СССР по-прежнему оставалось до 3-4 сотен действующих храмов. А на новых территориях храмы либо ЕЩЁ не закрыли, либо ещё НЕ РЕШИЛИСЬ закрыть. Возможно также, что за первую половину 1941 года многие из них прекратили свое существование.

В 1942 г. Центральный Штаб Партизанского Движения передал подчиненным структурам приказ о том, что не нужно мешать церковной жизни. Как вы понимаете, относился он именно к оккупированным территориям, а вызван был нежеланием повышать градус антисоветских настроений населения, которое при немцах активно восстанавливало храмы и посещало их.

Чем руководствовались немцы, возрождая православную церковь?


Указания из Берлина подразумевали в лучшем случае терпимое отношение к этому процессу со стороны оккупационных властей. Это не удивительно – собираясь превратить местное население в малограмотных рабочих-подсобников немецких господ, гитлеровцы вовсе не были заинтересованы в создании каких-либо структур, объединяющих массы недочеловеков. Так, уже в июльской директиве Гитлера и августовском приказе главы РСХА Гейдриха в 1941 году военнослужащим и оккупационным властям запрещалось содействовать возрождению церкви.

Но, процесс, как говорится, пошел, хотя и с ограничениями (об этом ниже). Вермахт (немецкая армия) по собственной инициативе отнесся к восстановлению православной церкви более лояльно, чем предписывал Берлин. Например, освящение одного из храмов лично посетил командующий группой армий «Центр» фельдмаршал фон Бок со свитой высших офицеров. А по мере того, как фронт отодвигался на восток и оккупированная территория выходила из подчинения армейских структур, новые власти принимали решение не вносить заметных изменений в сложившуюся практику церковной жизни.

При этом не приходится говорить, что военные и гражданские оккупационные власти «насаждали религию» и педалировали процесс. И уж ни в коем случае не финансировали его. Они просто разрешили восстанавливать храмы и не мешали этому.

Какими же были масштабы восстановления церкви при немцах? Как они смотрятся в сравнении с «советскими показателями»?


На оккупированной территории было восстановлено около 10 тысяч православных приходов (из них на территории РСФСР – 2150).

Чтобы лучше оценить эту цифру, учтите долю оккупированных территорий во всей стране. Не менее интересно будет сравнить её с приведенным выше довоенным числом церквей в СССР, а также тем, что на ВСЕЙ территории, которая НЕ подвергалась оккупации, было восстановлено до 1 тыс. приходов. Причем эта тысяча приходов была открыта не только в военные годы, но и за 44-летний период после Победы!
 
В ряде источников утверждается, что за десять лет правления Сталина было открыто около 22 тысяч православных приходов. Даже если эта цифра верна, то она является, скажем так, компилятивной. Скорее всего, в неё частично или полностью включены более 2.5 тыс. приходов, существовавших на присоединенных к СССР в 1939-40 гг. территориях, восстановленные при немцах 10 тыс. приходов, а также 4 тыс. приходов Западной Украины, отошедшие после войны к РПЦ при ликвидации униатской церкви. Во всяком случае, даже после значительного продвижения Красной Армии на запад к сентябрю 1943 г. 66% действующих православных храмов находились на все ещё оккупированной территории.

Нельзя отрицать, что церковная жизнь восстанавливалась и на советской территории. После встречи Сталина с высшими иерархами РПЦ в 1943 г. была восстановлена работа патриархии, епархий, открывались храмы, духовные учебные заведения, появился действующий монастырь, начался выпуск церковных печатных изданий, из лагерей освобождались священники и архиереи. Храмы стало посещать больше людей – число присутствовавших на пасхальной службе 1944 года в сравнении с 1943-м возросло в Москве в 3 раза, в области – в 1.25 раза.

Однако все было далеко не так однозначно


  • После освобождения территорий Красной Армией возникали негативные изменения в церковной жизни.

Например, при немцах в Брянской области действовало 153, в Орловской – 108 церквей. Через некоторое время после освобождения от оккупантов продолжили функционировать 99 и 24 храма соответственно. При этом в той же Орловской области в 1943-45 гг. было подано 76 заявлений об открытии храмов, но ни одно из них власти не удовлетворили. К этому можно добавить, что при немцах налог, которым облагалось духовенство, не превышал 10 %, а приход советской власти увеличивал его почти в 7 раз.

  • С 1948 или 1949 года репрессивная политика советской власти в отношении РПЦ была в значительной мере возобновлена.

Точкой отсчета, скорее всего, стало Совещание глав и представителей православных Церквей 1948 года, результаты которого не понравились Сталину. Затем была ещё, как минимум, хрущевская волна гонений, когда, например, закрылись  около двух третей действовавших монастырей. Всего же в СССР, согласно статистике, за период 1949-1987 годов было закрыто около 8 тысяч православных храмов.

Какие ограничения накладывались немцами при возрождении православной церкви?

  • О функционировании патриархии не было даже речи.

Как мы уже говорили, никакой объединяющей структуры для недочеловеков не могло существовать. По факту часть епархий подчинялась РПЦЗ (РПЦ за рубежом), часть – никому, часть, хотя и опосредованно, но московскому местоблюстителю патриаршего престола!

  • Епархии испытывали трудности в работе.

В большинстве оккупированных регионов епархии были восстановлены. Но, например, назначенный правящий архиерей в ряде случаев, в результате противодействия оккупационных властей, прибывал в свою епархию с запозданием или даже вовсе не мог приехать в неё.

  • Не допускалось создание духовных учебных заведений.

Приказ главы РСХА Гейдриха от 15 октября 1941 г. прямо запрещал открывать духовные учебные заведения. В результате церковь на оккупированных территориях испытывала кадровый голод, который усугублялся трудностями привлечения священников, церковнослужителей из-за рубежа. Эти трудности возрастали к концу периода оккупации. Так, в феврале 1943 г. гестапо полностью запретило привлекать духовенство из-за границы.

Подведем итоги

  • За первые два десятка лет советской власти РПЦ была фактически уничтожена и нуждалась именно в возрождении.
  • Нет весомых аргументов, фактов подтверждающих, что до 22 июня 1941 года и даже в первые два года войны отношение советской власти к церкви заметно изменилось.
  • Более того, логичен вывод, что именно восстановление церковной жизни на оккупированных Германией территориях вызвало пересмотр Москвой политики в отношении религии, чтобы не плодить в трудные времена дополнительных врагов или недоброжелателей.
  • По количественным показателям (числу восстановленных приходов) немецкие оккупационные власти заметно опережают якобы решительно изменивших свое отношение к православию большевиков.
  • В возрождении православной церкви при немцах и советской власти имеются существенные различия.

Гитлеровцы не допускали восстановления единой церковной структуры с духовными учебными заведениями. В силу этого даже неправильно говорить о полноценном возрождении при немцах православной церкви – большей частью речь шла о восстановлении приходов, храмов, «религиозной жизни на местах». Основная роль оккупационных властей – разрешить и не мешать, а все остальное делалось «по инициативе масс».

Большевики напротив разрешили восстановить централизованную структуру РПЦ (не забыв, конечно, взять её под жесткий контроль). Но при этом стремились существенно ограничить массовость участия в религиозной жизни, число приходов.

В заключение отметим:
К сегодняшнему дню прошло более двух десятилетий постсоветского возрождения русской православной церкви.
В  РПЦ имеется около 32 тысяч приходов (включая находящиеся за рубежами РФ).
Это в 2 с лишним раза меньше, чем до Октябрьской революции.

И ещё одно:
Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет ведет информационную базу по пострадавшим в годы коммунистических гонений на Русскую Православную Церковь. По данным университета, число ныне действующих храмов РПЦ примерно равно числу только тех пострадавших, чье имя удалось установить.

P.S. Основные приведенные в статье числовые показатели взяты из книги И.Г. Ермолова
«Три года без Сталина. Оккупация: советские граждане между нацистами и большевиками. 1941–1944».


P.P.S. Для полноты картины и объективности.

Из книги Олексій Токар «Проведення Польщею політики асиміляції та фальсифікації щодо українців» (перевод мой):

«На Волыни… велась пропаганда окатоличивания православных украинцев. Греко- или римокатоликам передали 150 православных храмов, а ещё 190 варварски разрушили. Из 389 православных церквей, которые действовали на Волыни в 1914 г., до 1939 г. уцелела лишь 51. Аналогичные методы применялись в соседних Холмщине и Полесье…»

 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Хронология стратегического развертывания ВС СССР в 1940-41 гг. на Западном направлении

Кто был начальником Оперативного отдела штаба Западного особого военного округа в июне 1941?

Что к 1941 году знали в РККА о танковых группах Вермахта