Курская битва – немцев остановил дождь?

Массовые представления о Курской битве и других исторических событиях сотканы из стереотипов и неверны в той или иной степени. Интересно, что фактически стереотипом также стало выдвижение альтернативных версий истории, которые оказываются «сенсационными».

Какие стереотипы можно развеять, а какие сенсационные версии выдвинуть о Курской битве

Основную фактическую информацию возьмем из книги Валерия Замулина «Засекреченная Курская битва». Ценность источника состоит в том, что при его создании широко использовались журналы боевых действий частей и соединений обеих противоборствующих сторон. Отметим, что книга касается только южного фаса Курской дуги и охватывает, в основном, второй и третий этапы битвы.

Стереотипное представление о Курской битве

Июльская жара, яркое солнце, дым и пыль, грохот и море огня, лавины танков, самолетов с обеих сторон, сплетающихся во встречных боях, «собачьих свалках», «каруселях»… Примерно так традиционно представляется Курская битва не только в кинофильмах, художественной и мемуарной литературе.
А вот факты, например, о погоде:

«Поздним вечером 10 июля в районах соприкосновения войск противоборствующих сторон погода совсем испортилась. Небо затянуло грозовыми тучами. В ночь на 11 июля периодически шли сильные ливни, сменяясь мелким моросящим дождем. Дороги развезло. Ночью было прохладно, +13, с утра и почти весь день столбик термометра находился на отметке 16 градусов.
Под Прохоровкой раскаты грома перемежались с сильной артиллерийской канонадой и звуками периодически вспыхивавшей перестрелки».
Для опровержения прочно укрепившихся представлений начнем с краткого описания событий в традиционной трактовке.
Традиционное описание хода Курской битвы на южном фасе дуги
 
По замыслу немецкого командования в операции «Цитадель» основные силы группы армий «Юг» наносили главный удар на г. Обоянь (Обоянское шоссе и восточнее него в сторону излучины реки Псёл). 5-9 июля 1943 г. такой удар по обороне Воронежского фронта и наносился. Определенных успехов немцы добились, но советской обороны не прорвали.
9 июля командованием приняло решение перенацелить главный удар на станцию Прохоровка. К 12 июля на этом направлении немцы продвинулись до третьего оборонительного рубежа Воронежского фронта, т.е. фактически находились на грани прорыва всей глубины обороны.
12 июля силами 5-й гвардейской танковой армии (гв. ТА) и 5-й гвардейской общевойсковой армии (гв. А) Воронежский фронт нанес контрудар, вылившийся в грандиозное встречное сражение. 5-й гв. ТА понесла очень большие потери, но обескровленный противник, фактически, вынужден был прекратить наступление.
17 июля командование группы армий «Юг» начало отвод своих сил.
К 23 июля войска Воронежского фронта в основном вернули позиции, занимаемые до начала немецкого наступления.

Погодные условия во время Курской битвы

10 июля
Журнал боевых действий 2-го тк СС:.

«Из-за плохой погоды – дождь, низкая облачность, – которая стала значительно ухудшаться в ранние утренние часы, авиация после первых вылетов в дальнейшем не смогла оказать необходимой поддержки с воздуха…
…утром 10 июля погода испортилась, бомбежку 8-й ак прекратил около 9.30 и усиленно начал поддерживать «Лейбштандарт» лишь после 16.00…
 «10:28 Существенная нехватка артиллерийских боеприпасов. Состояние дорог очень плохое»
11 июля
Предварительно поясним, что Хауссер – это командир 2-го танкового корпуса СС.
«Хауссер планировал, что «Мертвая голова» и «Лейбштандарт» должны перейти в наступление одновременно в 5:15 11 июля. Однако к этому времени обе дивизии были ещё не готовы к началу атаки…. Низкая облачность и дождь не позволяли утром использовать главный козырь – силу люфтваффе для поддержки боевых групп. Бои 10 июля наглядно продемонстрировали слабую эффективность наступления без поддержки с воздуха. Вероятно, по этой же причине было перенесено начало наступления и «Лейбштандарт». В донесении её штаба детали не указаны, лишь отмечается, что решение принято «из-за плохих погодных условий»
 «Сломив сопротивление перед выс. 237.6, боевая группа «Великой Германии» овладела холмом, дальше двинуться не смогла. Ещё 10 июля на южных подступах к этой возвышенности наши саперы создали обширное минное поле. В условиях слякоти его было трудно обнаружить, еще труднее обезвредить. Из-за низкой облачности 8-й ак бездействовал, поэтому уничтожить его бомбами, а заодно и разрушить позиции наших войск, которые держали подходы к нему под огнем, оказалось невозможным. Танки противника поставили огневую завесу и за дело принялись саперы. Это препятствие помогло отходившим с участка прорыва нашим частям собраться и оттянуло начало наступления бригады Декера…»
Журнал боевых действий 2-го тк СС:
 «…Хотя…два моста через реку Псёл были установлены, наступление дивизии 11 июля с плацдарма уже невозможно. Дождь до такой степени размыл дороги и местность, а также береговые откосы, что даже танки местами останавливаются. Таким образом, передвижение тяжелых орудий на очень крутом восточном берегу исключается. К тому же из-за погодных условий воздушная поддержка невозможна. Эти обстоятельства вынуждают перенести срок наступления на 12 июля. Учитывая возрастающие возможности врага, это самый крайний срок, когда наступление на северном берегу вообще возможно будет осуществить»
 «Части дивизии „Мёртвая голова“ не смогли начать наступление с плацдарма, так как мост через р. Псёл был наведен лишь в 15:40. Из-за плохих погодных условий танки смогли подойти к Псёлу только лишь к вечеру, поэтому подразделения „Мёртвой головы“ смогут начать наступление в северо-восточном направлении лишь 12.07.43 г.
     …Погода: преимущественно облачно. Временами сильные дожди. Дороги в районе фронта в очень плохом состоянии».
О задержке тд „Мёртвая голова“ на реке Псел следует сказать подробнее. Возможность переправы танков немцы рассчитывали получить в ночь на 11 июля с тем, чтобы ранним утром 11-го наступать с плацдарма. Однако выдвигавшаяся понтонная часть попала под огонь советской артиллерии, от которого укрылась в балке. Но из-за дождя в балке техника завязла в грязи. В новых условиях задержки понтонеров командование тд рассчитывало получить мост лишь к исходу 11 июля. Однако героическими усилиями немцы таки навели переправу к середине дня. Но тут опять пошел дождь! И танки не смогли ПРОЙТИ К переправе. Пришлось ждать, фактически танки смогли переправиться с задержкой на сутки – поздним вечером-ночью с 11 на 12 июля.
Журнал боевых действий 2-го тк СС:
«15.00. 8-й ак снова понадобился в качестве подкрепления. Командир этого корпуса дал согласие помочь и обещал нанести главный удар по выс. 258.5 и селу Круглик, как только позволят метеоусловия»
Журнал боевых действий 48-го тк Вермахта:
«Дождь, прошедший ночью, сильно размыл дорогу, что препятствует движению танков. Погодные условия не позволили использовать силы авиации»
12 июля
Журнал боевых действий 48-го тк:
«…Но выступление танковой бригады было отложено из-за начавшегося дождя»
На основе информации из этих цитат представляется вполне логичным написание статьи или даже книги из серии «насморков Наполеона» (который, как утверждается в ряде материалов, послужил основной причиной проигрыша решающего сражения). Гораздо более близкой аналогией является битва за Москву. Ведь ещё с 1941 года регулярно появляются очередные публикации с утверждением, что только зима остановила немцев. Их рефрены – «И тут пошел снег!», «Ударил генерал Мороз», «Все замерзло и остановилось».
Безусловно, в случае Курской битвы речь не идет о длительном и радикальном изменении погодных условий. Но создать очередной «сенсационный» материал можно, основываясь на следующих соображениях:

  • Ухудшение погодных условий больше мешает наступающему, чем обороняющемуся.

Это так хотя бы потому, что расстояние до баз снабжения для наступающего увеличивается, а для обороняющегося сокращается.

  • Дождь, плохое состояние дорог лишали немцев их главного преимущества на полях Курской Битвы.

Главной новинкой немцев были танки «Тигр» и «Пантера», имеющие большой вес и малую проходимость.

  • Наибольшие помехи дожди создали именно 2-му тк СС – главной ударной силе немцев, наступавшей непосредственно на Прохоровку.

Наступление 2-го тк СС 10-го июля оказалось малоэффективным из-за отсутствия авиационной поддержки, а на следующий день вообще не состоялось по погодным условиям.

  • Ухудшение погодных условий пришлось на решающие дни сражения.

День нанесения советского контрудара 5-й гв. ТА и 5-й гв. А под Прохоровкой 12 июля 1943 г. считается переломным моментом Курской Битвы. Однако в предшествующие два дня немецкое наступление в этом направлении задерживается не менее чем на сутки!

Последний аргумент имеет особое значение в деле обоснования предполагаемой сенсации. 2-ой тк СС не просто вышел на ближайшие подступы к Прохоровке, а практически преодолел последний оборонительный рубеж Воронежского фронта. Тем самым немцы заняли значительную часть территории, которую советское командование определило для развертывания подходящих резервов – 5-й гв. ТА и 5-й гв. А. Это создало значительные трудности при нанесении советского контрудара.

А теперь представим, что 10-11 июля дождей на южном фасе Курской Дуги не было


Эсэсовцы получают возможность наступать без вызванных погодой задержек с полной поддержкой авиации. Получаем «эпическую картину»:

  • 2-ой тк СС берет станцию Прохоровка, занимает всю (или почти всю) территорию, предназначенную для развертывания советских резервов.
  • Это происходит не 12-го, а ещё 10-11 июля, когда в данный район советские 5-я гв. ТА и 5-я гв. А только подходят.
  • Соответственно, возникает грандиозное встречное сражение, причем немцы вступают в него в боевых порядках, а советские войска – в походных колоннах.
  • Естественно, что в этих невыгодных условиях 5-я гв. ТА и 5-я гв. А оказываются наголову разгромленными.

Дальше, основываясь на том, что
а) последняя оборонительная полоса Воронежского фронта прорвана
б) подошедшие советские резервы разгромлены
можно фантазировать до бесконечности: Немцы вводят в бой ещё два танковых корпуса, наступают на Курск, Сталинград, Москву и берут Владивосток. :)

Итак:

Если 10-12 июля в районе Прохоровки не идут дожди, Вермахт выигрывает войну!!!

Или более реалистично:
Нанеся существенное поражение СССР, Германия, как минимум, до начала 1944 года стабилизирует Восточный фронт и получает возможность нанести основными силами сокрушающий удар по союзникам в Средиземноморье.

Давайте сразу опровергнем только что сформулированный сенсационный вывод, а заодно «разжалуем в рядовые» другие стереотипы о Курской Битве.

Однобокий удар

Из документов известно, что уже к 10 июля немецкому командованию было очевидно – встречный удар с северного фаса Курской Дуги провалился. Следовательно, на южном фасе можно было добиться только локального успеха. Немецкое командование отдавало себе в этом отчет и фактически перед танковыми корпусами ещё с 9 июля ставились локальные задачи: окружить и уничтожить советскую 69-й А, обеспечить безопасность своих растянутых флангов.

Отсутствие средств для развития удара

Германия действительно имела теоретическую возможность использовать в наступлении дополнительные силы. Однако их ещё нужно было подтянуть к Прохоровке. А за это время и советское командование получало возможность перебросить сюда дополнительные резервы, которые 5-й гвардейской танковой и 5-й гвардейской армиями не ограничивались. При этом немецкие 2-ой тк СС, 48 тк, оперативная группа Кемпф уже были обескровлены и изнурены (водители танков засыпали во время атаки) предыдущими боями.

Неопределенность итога встречного сражения

Согласно давно «культивируемому» стереотипу о Курской битве, советская 5-й гв. ТА была разбита (или понесла большие потери) во встречном сражении. Соответственно, в версии альтернативной истории она была бы тем более разгромлена, поскольку вступала в него из походных колонн, без развертывания, подготовки, в невыгодных условиях.

Классического встречного боя под Прохоровкой не было

Встречное движение лавин танков противников могло случиться в действительности, если бы 5-й гв. ТА нанесла удар на несколько часов позже. Дело в том, что 2-ой тк СС тоже собирался наступать в этот день.
Большие потери у советских танкистов объясняются именно тем, что они атаковали подготовленную противотанковую оборону эсэсовцев. Пускай эта ПТО была создана всего за одну ночь, но быстрая её подготовка – это особое умение, отличительная черта немецких вооруженных сил во Второй Мировой Войне.

Не подтверждается документами и то, что танки 5-й гв. ТА шли в атаку «единой лавиной». В действительности танковые корпуса армии, во-первых, вводились в бой эшелонами, во-вторых, по условиям местности имели довольно узкие полосы для движения (до 1 км). Полоса ограничивалась, например, слева балкой, а справа противотанковым рвом.
Соответственно, «собачьи схватки» между советскими и немецкими танками 12 июля под Прохоровкой были скорее исключением, чем нормой. И случались только в моменты, когда советские танки врывались в глубину противотанкового рубежа немцев.

Следовательно, нельзя утверждать, что в нашей альтернативной версии встречное сражение окончится с бОльшими потерями для 5-й гв. ТА, чем это имело место в реальности.

Следует добавить ещё один аргумент:

Немецкое наступление на Курской дуге изначально проводилось при недостатке сил

Не будем приводить хорошо известные данные о численных соотношениях сил сторон в битве. Недостаток сил у немцев очень легко показать на примере действий Люфтваффе.
Общеизвестно, что важной составляющей Курской Битвы было грандиозное воздушное сражение. При этом большинство источников отмечают, что в целом Люфтваффе, несмотря на сильное противодействие советских ВВС, эффективно поддерживало свои войска. Из приведенных в этом материале цитат понятно, насколько важным германское командование считало поддержку наступления с воздуха.
Но в исторической, мемуарной литературе, как правило, не отмечается, что у Люфтваффе хватало сил на эффективную поддержку сухопутных войск только в буквальном, узком смысле. Т.е. самолеты «висели» и работали именно над полем боя, а для воздействия на всю глубину обороны, на подходящие советские резервы сил у немцев категорически не было. 5-й гв. ТА и 5-й гв. А выдвигались район Прохоровки днем, в походных колоннах и практически не подверглись бомбежкам, штурмовкам. За это время зафиксирован только один случай бомбежки на марше ИПТАП танковой армии.
При этом немецкое командование знало о подходе значительных резервов противника. Выше уже приводилась цитата из журнала боевых действий 2-го тк СС:

«Эти обстоятельства вынуждают перенести срок наступления на 12 июля. Учитывая возрастающие возможности врага, это самый крайний срок, когда наступление… вообще возможно будет осуществить».

Т.е. немецкое командование знает о подходящих резервах противника, отдает себе отчет, что их прибытие – это крах наступления. Но физически ничего сделать не может, воздушных сил для воздействия на резервы противника просто нет.

12 июля 1943 года - поворотный момент Курской Битвы?

Упомянем и ещё один стереотип. В подавляющем большинстве книг о Курской Битве содержится примерно следующее заявление: 12 июля 1943 г. – день нанесения советского контрудара – стал поворотным моментом битвы. Немецкие части были обескровлены, не могли больше наступать и вскоре  начали отход.
Выводы о его справедливости делайте сами. Но учтите следующее:

  • Немецкое командование ещё до 12 июля фактически отказалось от решения масштабных задач (прорыв на Курск).
  • В ходе советского контрудара немецкие войска понесли намного меньшие потери.
  • Уже во второй половине 12 июля немецкие войска возобновили наступательные действия в районе Прохоровки.

При этом командармы советских 5-й гв. ТА и 5-й гв. А с большим напряжением изыскивали силы для удержания линии обороны.

  • Наступление немцев длилось ещё несколько дней и привело к окружению нескольких советских частей (в основном из состава 69А).
  • Отступать вермахт начал только через несколько дней – 17 июля.

В заключение отметим, что возможно,

Курская Битва раскрыла ещё не все секреты

В указанной книге Валерий Замулин отмечает, что ему не удалось обнаружить в архивах ряд важнейших документов советской стороны – боевых распоряжений, журналов боевых действий нескольких частей и соединений. Скорее всего, их отсутствие связано с деятельностью присланной из Москвы комиссии, которая по «свежим следам» выясняла причины неудачи советского контрудара 12 июля. По свидетельствам участников Курской Битвы, представители комиссии требовали в штабах передачи им многих документов. Соответственно, позже эти бумаги, скорее всего, «осели» в архивах спецслужб. Возможно, исследователи их вскоре обнаружат.

И тогда у нас появится шанс развеять ещё ряд стереотипов или даже создать новые «жареные» сенсации о Курской Битве.


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Хронология стратегического развертывания ВС СССР в 1940-41 гг. на Западном направлении

Кто был начальником Оперативного отдела штаба Западного особого военного округа в июне 1941?

Что к 1941 году знали в РККА о танковых группах Вермахта