Сколько танков было в танковой дивизии Вермахта – факты и данные советской разведки


 Объем и достоверность информации, добытой в предвоенные и военные годы советской разведкой, получают разные оценки. В этой статье не станем рассматривать вопрос глобально, продолжим рассмотрение только «танкового аспекта». Продолжим, поскольку в блоге уже опубликован материал о том, что советская разведка и высшее военное руководство в 1940-41 годах знали о танковых группах Вермахта. Теперь выясним, что было известно о числе танков в подвижных дивизиях гитлеровской Германии. И к чему приводили ошибки разведки.

Сколько танков «видела» советская разведка в танковой дивизии Вермахта


Согласно книге Константина Быкова «Последний триумф Вермахта, Харьковский «котел», Военный Совет Юго-Западного направления 22 марта 1942 года направил в Ставку ВГК доклад с анализом обстановки и предложениями по планам действий на весенне-осеннюю кампанию. В документе предлагалось начать с взятия Харькова, а затем на широком фронте выйти к среднему течению Днепра в районах Киев, Черкассы. Но речь не об этих несбывшихся планах.
Анализируя состав сил и возможности противника, маршал Тимошенко, и генерал-лейтенант Баграмян исходят из следующего штатного числа танков в подвижных дивизиях немцев:

  • Танковая – 500
  • Моторизованная – 250

Правда, считают советские военачальники, Вермахт зимой понес большие потери и поэтому немалое число соединений недоукомплектованы. В этом случае число танков составляет:

  • Танковая – 250
  • Моторизованная – 50

Сколько танков имели танковые и моторизованные дивизии Вермахта на самом деле


В немецкой моторизованной дивизии танков до лета 1942 года не было. Но оговоримся, что некоторое время имелись легкие пехотные дивизии, имевшие по штату 86 танков.

С момента рождения Панцерваффе штатом танковой дивизии предусматривались 2 танковых полка с 324-328 танками (http://tankfront.ru/deutschland/organisation.html).
После Польской и Французской кампании началась реформа, в результате которой в дивизии остался один танковый полк, причем полки различались – имели 2-3-батальонный состав. Соответственно, к моменту нападения на СССР основу подвижных сил Вермахта составляли танковые дивизии с 147 и 209 танками в каждой. При формированиях немцы регулярно импровизировали, поэтому встречались и дивизии с 229 танками.
Согласно названным выше источникам, к весне-лету 1942 ситуация кардинально не изменилась. По новому штату дивизии полагалось 200 танков, но в условиях войны не все соединения перешли на новый штат, к тому же не удалось провести полное укомплектование. Поэтому против ЮЗФ действовали танковые дивизии со 150-220 танками в каждой.

Результат завышенных оценок советского командования


Как показано выше, в оценках советской разведки и военачальников в 2 и больше раз завышено число бронированных единиц в подвижных дивизиях Вермахта. Причем ошибку не объясняет фактор устаревания разведданных 1939-40 годов, поскольку и тогда до 500 танков было далеко.

Дилетантский взгляд на этот вопрос может привести даже к положительной оценке такого состояния дел. Например, для разгрома 3 танковых дивизий выделяются соответствующие силы. Если же у противника окажется в 2-3 раза меньше танков, то он тем более будет разгромлен. Но необоснованность такого подхода следует не только из неудачи наступления на Харьков в 1942. Однако неправильные оценки оказали важную роль и в этом сражении.

На Харьков советские войска наступали двумя группировками – северной и южной.

  • Южная группировка прорвала фронт противника, успешно продвигалась и имела 2 танковых корпуса для развития удара.
  • Северная группировка добилась слабого продвижения и первой попала под контрудар противника.

Советская разведка установила, что контрудар наносят две танковые дивизии Вермахта. А это же не менее 500, а то и 1000 танков! На самом деле действовало не более 400 танков противника, а три общевойсковые армии северной группировки ЮЗФ имели  необходимые силы для отражения такого удара. Но при оценке сил противника до 1000 танков советское командование стало ожидать развития событий, а пока не ввело в бой на юге два танковых корпуса. Кроме того:

«вся авиация, которая должна была обеспечивать южную ударную группировку, была брошена на помощь северной ударной группировке».
При анализе альтернативных вариантов истории нельзя однозначно утверждать, что введенные из резерва подвижные соединения при поддержке авиации сумели бы решительно изменить обстановку. То есть углубить удар и разрушить замыслы немцев, добиться успеха или свести сражение вничью.
Но точно то, что неправильные данные разведки и определяемые ими решения командования не давали такого шанса. А вели к поражению и последнему в ходе войны крупному окружению советских сил под Харьковом в 1942 году.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Хронология стратегического развертывания ВС СССР в 1940-41 гг. на Западном направлении

Кто был начальником Оперативного отдела штаба Западного особого военного округа в июне 1941?

Что к 1941 году знали в РККА о танковых группах Вермахта